Озеро Иткуль
На границе Челябинской и Свердловской областей, между городами Снежинск и Верхний Уфалей расположено красивейшее озеро Иткуль. Оно чистое и прозрачное, большое (5 на 7 километров) и довольно глубокое, поэтому прогревается медленно. Дно его каменистое, и видно на глубину в несколько метров. По берегам Иткуля растут сосновые и березовые леса.
Самый известный объект озера - интересная скала Шайтан Камень, которая стоит отдельно, метрах в 20 от южного берега. Скала имеет расширяющуюся кверху форму, так что взобраться на нее непросто. И вообще берега Иткуля со стороны скалы крутые и обрывистые, к воде спусков нет. Зато виды на водную гладь совершенно захватывающие. Живет легенда, что в озере когда-то жил большой полоз, а в скале под водой есть пещера. Есть на озере Иткуль и населенные пункты - деревни Иткуль и Даутово, где живут, в основном, башкиры.
Об озере Иткуль я знал уже давно, и о том, что оно красивое, и о том, что чистое. Но знал и то, что по этим же причинам в теплое время года там всегда полно народа. Так что, возможно поэтому, я не торопился туда поехать. Но вот, наконец, весной все же собрался. Почему весной и в рабочие дни - просто потому, что теплый сезон еще не начался, и я надеялся не встретить там большого количества отдыхающих.
Само озеро довольно необычное, так как примерно на трети берегов вода недоступна - такие обрывистые там берега. А те места, где более-менее нормальный подход, заняты турбазами, и отдыхать там можно только за деньги.
Это заключительная часть рассказа. Рекомендую начать с первой
В пикулях на Иткулях
или поездка на велосипеде вокруг озера Иткуль
День 4. Прощание с озером Иткуль, деревня Каменушка, дорога до станции Полдневая
На следующий день я проснулся по будильнику в семь часов. Да еще синичка у палатки свистела громко... Ночь прошла хорошо, ничего не беспокоило. Только ночью вроде бы слышал, как пошел мелкий дождик, и я закрыл створки тента. И капал дождик периодически, с перерывами, до самого утра. Я выглянул, посмотрел на небо, и увидел, что там облака с просветами, так что была надежда, что распогодится. Правда, палатка уже была мокрая.
Стал я собираться и обдумывать, куда ехать - до Верхнего Уфалея примерно 28 километров по знакомой дороге, или до Полдневой столько же по незнакомой? До Уфалея дорога в горку, да я уже и видел там все... Правда, там есть возможность, если не буду успевать на паровоз в Уфалей, сесть на станции Черемшанка, но это не слишком удобно - платформа маленькая, поезд стоит минуту. Решил все-таки ехать по неизвестной мне дороге до Полдневой. Может, она и по качеству лучше будет. Да и по времени будет запас где-то полчаса.
Стало теплее, начало пробиваться солнышко. Мне надо было выехать не позднее 10 утра. Сделал зарядку, позавтракал. Усталость за ночь прошла, тело уже не так болело, почти норма. Поглядел по навигатору - оказалось, что от Верхнего Уфалея за эти дни я прошел-проехал 103 километра, то есть за вчера получилось всего 19 километров, но каких!
По небу медленно плыли тучи, просветов стало меньше. Как мог, протер-просушил палатку, умылся, все загрузил в велорюкзак, и в 10 утра был готов ехать. Дождя пока не было. Попрощался с озером Иткуль, с этим местом, что так вовремя мне попалось, нарядился в шорты и майку, чтобы легче было ехать. От базы, где ночевал, поехал направо до основной дороги. В моем распоряжении было 4 часа, должен успеть. Ехать было нелегко, дорога щебеночная, да еще земли накидано. Там, где в горку - шел пешком, там, где можно ехать - скорость совсем маленькая. Да еще комары донимали!
Наконец, добрался я до основной дороги, где уже начинался асфальт. Но он оказался старый и раздолбанный. Повернул я направо, опять к озеру Иткуль, и с горки катился несколько километров, блаженствуя и отдыхая. Каким бы ни был асфальт, ехать по нему все равно лучше, чем по лесной дороге.
И вот снова передо мной озеро Иткуль. Я проехал отрезок, где был несколько дней назад, и оказался на дороге, ведущей в Екатеринбург. Повернул в сторону Полдневой. По колдобистому асфальту ехал, наблюдая за свинцово-синей тучей, которая недавно покинула эти места на мое счастье, и двигалась куда-то в сторону Челябинска.
В 11 утра я доехал до деревни Каменушка, а от нее всего 15 километров осталось. Деревня была маленькая, тихая. Старые дома шли по обе стороны дороги. У магазина лежала большая куча обломков мрамора, а справа в кустах был колодец. Протекала одноименная речка. На окраине Каменушки я отдохнул и напился воды, поехал дальше. После деревни пошел ощутимый набор высоты, дорога в жутком состоянии. Машин здесь встречалось очень мало.
Примерно в 10 километрах от станции Полдневая я въехал в Свердловскую область, там и указатель стоял, что участок дороги обслуживает такая-то организация, и пожелание "Счастливого пути!" Но главное, от этого указателя пошел абсолютно новый, ровненький асфальт! С разметкой! Здесь тоже было тихо, пели птицы, хотя небо было пасмурным, но погода теплая, даже жарко потом стало. На плохих дорогах я успел порядком утомиться, так что ноги крутили педали с некоторым усилием.
Вот пошел спуск с небольшого перевала под характерный шорох шин и свист ветра, потом поворот налево, на деревню Филипповка. Скорее всего, там уже ничего от деревни не осталось. Через несколько километров был еще один поворот на Филипповку, и внизу протекала речка со следами работы бобров. По некоторым сведениям в тех местах располагалась еще воинская часть, ныне заброшенная, но проверять это у меня сейчас не было времени, оставил на потом. В одном месте с придорожной ели взлетел большой хищник - то ли беркут, то ли коршун.
В 12.25 доехал до окраины деревни Полдневая. Примерно полчаса я просидел здесь, отдыхая. Вид был красивый, небо стало чистым, с белыми облачками. Зеленели поля, там бродили овечки. Тишина, бесшумно почти пролетали машины по новому асфальту. От такой чудесной картинки и хорошего настроения я принялся насвистывать, а потом и вовсе запел! Я, конечно не певец, но пел душевно. Пообедать решил там же, на лоне природы.
Наконец, решил, что пора двигаться к станции. И потихоньку поехал - через речку Чусовая, по улицам деревни. Видел возле одного дома деревянные скульптуры на продажу - медведь, белка, сова. Вскоре уже был на станции, где увидел в расписании, что моя электричка будет только через час. Я расположился на перроне, откуда был виден лес, из которого я когда-то выехал после путешествия до Лавровки и Кенчурки. Тоже было интересное путешествие (рассказ есть, читайте).
Пока ждал, посмотрел навигатор. Общий километраж этой поездки составил 133 километра. Время в движении - 15 часов 48 минут. Время стоянок - 14 часов 13 минут. На ночь я навигатор отключал, так что это не учитывалось. Максимальная скорость была 49 км/ч - видно, с какой-то горки несся... Средняя скорость - 8,4 км/ч.
Так я и сидел, наслаждаясь хорошей погодой и свежим ветерком, до самой электрички. Когда садился в нее, вспомнил про Дениса, вдруг он в этом же вагоне..., но никаких знакомых не оказалось. Так что я спокойно доехал до Екатеринбурга.
Настроение было хорошим, план своего путешествия я выполнил, проехал вокруг Иткуля, заехал в пикуля, увидел множество чудесных мест, где раньше не бывал. Был очень доволен встреченными трудностями, преодолевать их иногда нужно городскому человеку. Ну, и радовался хорошим фотографиям, глядя на которые буду вспоминать Иткуль спустя годы.
Ну а что с Денисом? По приезду мы серьезно поговорили, он сказал, что благодарен мне за такой урок, что он сделал правильные выводы... Но как показало время, это пустые слова - он по прежнему оставляет мусор в лесу. Поэтому, как ни печально, но вместе мы в лес не ездим, хотя так продолжаем общаться...
Как добраться до озера Иткуль
Добраться до озера Иткуль можно несколькими способами. Первый - это как у нас, на велосипеде. Доезжаете на электричке до Верхнего Уфалея, и далее на велосипеде по нашему маршруту. Без заездов по сторонам до озера 30 км. Первая половина дороги - пыльный грунт, вторая - асфальт с колдобинами. Можно доехать до озера от станции Полдневая, расстояние примерно 21 км, это до поселка Даутово. Там дорога намного лучше, везде асфальт.
Вокруг озера проехать - это еще 30 км. Но, как написано в рассказе, есть очень сложный участок, два раза по воде переходить придется. В теплый сезон, вокруг озера все доступные места для отдыха заняты.
На общественном транспорте из Екатеринбурга до Иткуля добраться практически невозможно, в те края ничего не ходит. Автобус до Снежинска едет два часа с копейками, по Челябинскому траку, и до озера топать очень долго, разве что на такси (от Снежинска). Либо частник от Полдневой или Уфалея, это если Вы совсем пешком.
От Снежинска вроде ходит какой-то местный автобус до поселка Иткуль, через Ключи. Но информация мной не проверена, если знаете - напишите.
Карта озера Иткуль и окрестностей
Фотографии с поездки на озеро Иткуль
Верхний Уфалей - начало нашего путешествия
Отвалы комбината "Уфалей-никель"
Карьер недалеко от Макаровского
До озера Иткуль доехали уже к вечеру
Вторая ночевка - на высоком берегу
Мы долго любовались красками заката
Впереди - самый трудный участок
Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях
Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.
Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop
|